300 лет фортепиано

История создания фортепиано

Триста лет фортепиано

Фортепиано – самый популярный инструмент из всех существующих. Это механическое устройство, на котором можно исполнять сложнейшие музыкальные произведения. Начиная с момента его изобретения, фортепиано усложняли и совершенствовали с целью выражения различных нюансов, богатых тонов, продолжительности звука.

Так как все начиналось?

История создания фортепиано возвращает нас на три века назад. Итальянский создатель клавесина Бартоломео Кристофори придумал новый механизм, который производил звук с динамическими изменениями. Свое изобретение, срабатывающее на прикосновение, он назвал «клавесин с тихим и громким звуком».

Перед этим открытием еще с 13-го века широко использовались два клавишных инструмента – клавикорд и клавесин. У каждого из них были свои преимущества, которые удачно использовались для определенных стилей исполнения. В конечном итоге именно эти два инструмента привели к созданию фортепиано.

Предшественники.

Клавикорд. Особенность строения клавикорда в том, что звук извлекается при помощи медных штифтов с плоской головкой — тангентов, при этом возникает эффект вибрации. На клавикордах возможно динамичное исполнение, но диапазон звуков ограничен: вначале было всего две с половиной октавы, с середины XVI века — уже четыре, а в дальнейшем дошло до пяти октав. В свое время клавикорды были чрезвычайно популярны в течении 400 лет.

Клавикорд

Клавикорд

Клавесин также пользовался популярностью в то же время и имел своих последователей. Его отличие было в том, что у него было две клавиатуры. Клавесин имеет форму продолговатого треугольника. Его струны расположены горизонтально. Извлечение звука также основано на защипывании струн. Есть эффект вибрации, который можно заглушить специальным устройством – демпфером. Диапазон октав изменялся со временем — от трех в XV веке и до пяти к XVIII веку.

Двухмануальный франко-фламандский клавесин, построенный в 2004-ом году Титусом Крейненом по исторической модели Рюккерса

Двухмануальный франко-фламандский клавесин, построенный в 2004-ом году Титусом Крейненом по исторической модели Рюккерса

Третий инструмент, который также является предшественником фортепиано, хотя не имеет клавиатуры, называется дульцимер. Это струнный инструмент, родственный цитре. В 1690 году немецкий исполнитель Панталеон Хебенштрайт сконструировал особый дульцимер.  Он был в четыре раза больше прежнего и имел внушительную деку. Также он сделал специальные молоточки для извлечения звука, на сторонах которых был прикреплен разный материал. Одна сторона молоточка служила для получения мягкого звука, другая для громкого. Это был уникальный инструмент, пользовавшийся большим успехом, однако, он также требовал особых навыков игры. Это не получило коммерческого развития, но послужило важным этапом для изобретения фортепиано.

Дульцимер

Дульцимер

Бартоломео Кристофори

Наступило время для следующего шага – теперь было необходимо удовлетворить запросы музыкантов в клавиатуре с большим диапазоном звуков. Здесь важная роль принадлежит Бартоломео Кристофори. Он был итальянским клавесинным мастером и хранителем коллекции музыкальных инструментов при дворе принца Фердинанда Медичи.

Бартоломео Кристофори ди Франческо

Бартоломео Кристофори ди Франческо

Приблизительно в 1700 году он создал инструмент, который был назван «gravicembalo col piano e forte», то есть «клавесин с тихим и громким звуком» или «пианофорте». Впоследствии закрепилось название фортепиано.

В настоящее время сохранилось три инструмента Кристофори:

  1. 1720 года — находится в Музее искусств в Нью-Йорке;
  2. 1722 года – в музее инструментальной музыки в Риме;
  3. 1726 года – находится в Лейпциге, Германия.

Кристофори также придумал так называемый молоточковый механизм. Прошли годы, прежде чем изобретение Кристофори было обнародовано. В 1709 году журналист Ш. Мэффеи посетил Кристофори и издал рисунки нового механизма.

Механизм фортепиано Кристофори

Механизм фортепиано Кристофори

С 1735 года Готтфрид Зильберман, клавесинный и клавикордный мастер, начал выпускать в продажу собственную версию механизма, во многом сходную с конструкцией Кристофори. И. С. Бах вначале критиковал улучшения Зильбермана из-за слабых дискантов и тяжелого туше, но затем одобрил после устранения этих недостатков.

Политическое волнение и экономические проблемы в Европе в 1750-х и 1760-х годах ограничили дальнейшее развитие инструмента.  Многие изобретатели и музыканты уехали в Англию, где клавишное производство инструментов имело большой успех.

К 1780 году выделилось два направления в производстве фортепиано: венское и английское. Статья Мэффеи к тому времени была переведена на несколько языков, и большое количество изобретателей начали экспериментировать с механизмом Кристофори.

Венские инструменты были легче и с более простыми механизмами. Композиторы Вольфганг Амадей Моцарт был очарован венским «клавесином с мягким и громким звуком».

Английское направление добавило тяжести звуку посредством железных струн и деревянного корпуса. Это давало богатое звучание.

Себастьян Эрар

В течение нескольких десятилетий, с конца 1700-х и до начала 1800-х годов, производители инструментов обоих направлений продолжали улучшать механизмы и структуру инструмента. И все же существенных новаций не было до тех пор, пока парижанин по имени Себастьян Эрар не изобрел механизм повторения. Эта революционная идея была запатентована в 1821 году. Теперь представлялось возможным быстрое повторение звуков. Это оценили композиторы — например, Франц Лист, — которые стремились достичь большей выразительности в своих произведения,

Проведение концертов стало более частым. Требовалось исполнение произведений вместе с оркестром, а значит, надо было добавить инструменту громкость. В конструкцию стали добавлять железные планки наряду с деревянными.

Век железа.

В 1825 году произошло резкое изменение – американский производитель фортепиано Алфеус Бэбкок оформил патент на изобретение чугунной пластины для квадратного фортепиано.

Квадратное фортепиано

Квадратное фортепиано

Джонас Чикеринг открыл компанию фортепиано в Бостоне в 1823 году и  развил идеи Бэбкока для рояля.

С тех пор инновации развивались очень быстро в Англии и Америке. Размеры и формы фортепиано были различны: маленькие и легкие, прямоугольные или формы крыла, квадратные, трапециевидные, вертикальные.

Эти изменения привели к созданию рояля, который мы знаем сегодня с его 88 клавишами. Рояль заключил в себе все лучшее, производя богатый звук, которым мы можем наслаждаться по сей день. Вертикальные фортепиано были созданы в качестве инструмента, который можно поместить в квартиру или дом.

С 1885 года фортепиано не сильно изменилось в дизайне. Наконец, инструмент, который отвечал всем запросам композиторов и музыкантов был найден.

В конце 1800-х годов фортепиано стало домашним инструментом. Продажи повысились от нескольких тысяч в 1850 году до 365000 экземпляров в 1909 году. Фабрики процветали.

Устройства автоматической игры

Сегодняшние механические фортепиано компьютеризированы. Эти инструменты объединяют лучшее из всего доступного на сегодняшний день. Компьютеризированные устройства исполнения позволяют объединиться с другими фортепиано и другими инструментами через интерфейс MIDI.

В настоящее время фортепиано производятся многими фирмами в мире. Фортепиано является одним из выдающихся изобретений. За исключением большого органа, ничто не конкурирует с воздействием фортепиано на музыканта и слушателей. В этом убеждает его широкий диапазон звуков, тональные оттенки, живое исполнение и дизайн.

Цифровое фортепьяно

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.