Влияние эпохи Возрождения на развитие фортепиано

влияние ренессанса

Во время культурного возрождения в Европе в период ренессанса оживлялись классические формы греческой и латинской литературы, появилась новая наука – астрономия и происходило открытие новых земель, включая Америку.

Начиная с середины 1400-х до середины 1600-х годов инноваций вводились в науку, философию, искусство. Особенно музыка преобразовала европейское общество и в конечном счете сформировала всю культуру современного Западного мира.

Вплоть до начала XV века церковный орган был первым и единственным клавишным инструментом, имеющим хроматическую клавиатуру, то есть построенную 12-ти полутонах который когда-либо знал мир.

Орган развился из еще более раннего клавишного инструмента — гидравлиса, происхождение которого датируется за три века до рождения Христа. Однако церковный орган был первым инструментом, имеющим черные и белые клавиши, расположенные как на фортепиано сейчас.

орган

Но период ренессанса только развивался, поэтому орган был не единственным источником для развития струнных клавишных инструментов.

Первый струнный инструмент

Музыкальные историки долго размышляли, каков же был первый музыкальный инструмент. Многие считают, что человек заметил тональное различие звуков в процессе обычной жизни, когда слышал, например, падающие капли дождя, завывания ветра или крик петуха.

звуки природы

Возможно, первым средством получения различных звуков люди использовали струны. Так как при разном натяжении, длине или толщине легко заметить тональное различие производимых звуков, если задеть такую струну. Считают, что самым первым инструментом была арфа.

Арфы остались в иероглифической настенной живописи древних египтян более чем 5000 лет назад. Поэтому арфу называют прародительницей всех струнных музыкальных инструментов.

арфа

Другие известные струнные инструменты были скрипка, виолончель и контрабас. Все они получили свое развитие в Италии в течении XVI века в период ренессанса.

К концу Средневековья, приблизительно в 1423 году, музыканты придумали уникальную идею — соединить ряд струн с клавиатурой церковного органа.

Клавесин

Клавесин был первым струнным и одновременно клавишным инструментом, который имел эти характерные особенности как родоначальник современного фортепиано.

Точная дата происхождения, где и кто изобрел клавесин в точности не известны. Но скорее всего первая модель клавесина была изобретена арфистами в XV веке в результате экспериментов с инструментами.

Как и другие известные струнные инструменты клавесин производили в XVI веке в Италии во время культурного периода возрождения. Подобно современному фортепиано клавесин имел деревянные клавиши и внутреннее расположение струн подобно арфе для воспроизведения звука. Каждый раз, когда нажимали клавишу, маленький крючок щипал струну и производил определенный звук.

Французский клавесин XVII века

Французский клавесин XVII века

Несмотря на различные недостатки клавесина, он стал важным инструментом для многих композиторов и музыкантов периода Барокко в классической музыке.

Клавесин изготавливали полностью из древесины в классической «форме крыла», которая до сих пор используется для роялей. Однако для домашнего музицирования чаще использовали более легкую и компактную модель клавесина – спинет. Этот вариант был более доступен среднему домовладельцу того времени. По сути спинет это маленький клавесин с клавиатурой размером в 4 октавы.

Спинет

Спинет

Клавикорды

Клавикорд — другой дальний родственник современного акустического фортепиано. Хотя он существовал наряду с клавесином в течение XIV века, создание клавикордов не пользовалось спросом до XVI века.

Клавикорды были очень просты в дизайне и имели клавишный механизм, подобный механизму современного фортепиано. Деревянные клавиши соединялись с небольшим медным тангенсом, который ударял по струнам вместо щипания. В то время этот уникальный механизм производил звуки большего диапазона и более выразительно, чем крючки, щипавшие струны клавесина.

Другая инновационная характеристика клавикордов заключалась в том, что медные тангенсы автоматически не отодвигались, а могли остаться в контакте со струнами. Таким образом музыкант мог удерживать звук дольше. По сравнению с клавесином, такое устройство давало больше возможностей для звука и различных приемов в исполнении.

Клавикорд

Клавикорд

Однако клавикорд производил слишком мягкий и более тихий звук, чем клавесин, и поэтому мог собрать вокруг себя не слишком многочисленную публику. Его небольшая прямоугольная деревянная рама также свидетельствует о том, что он лучше подходил для домашнего использования.

Между XVI и XVIII веками клавикорды были очень популярным инструментом в немецких домах, и кроме того инструмент не занимал много места, легко помещаясь на кухонном столе.

Хотя выпуск клавикордов завершился в 1840-х годах, сегодня на клавикордах до сих пор играют классические пианисты и любители музыки в стиле барокко, которая была написана во время эпохи возрождения.

Фортепиано

В начале XVIII века инновационный итальянский производитель клавесина по имени Бартоломео де Франческо Кристофори (1655 – 1731) изобрел музыкальный инструмент, который объединил динамическую клавиатуру клавикорда с дизайном клавесина, то есть так называемой «формой крыла». В этом революционном клавишном инструменте мастер заменил механическую систему щипания клавесина внутренней системой молоточков.

Каждый раз, когда нажималась клавиша, соединяющийся с ней молоточек быстро ударял по струне и производил мягкий или громкий звук в зависимости от того, с какой силой музыкант нажимал на клавиши. Кристофори назвал свое новое клавишное изобретение: «Glavicembalo col piano e forte», что означает «клавесин, играющий тихо и громко».

Однако дебют фортепиано не был встречен с таким же энтузиазмом, как его предшественники – клавесин, клавикорд, спинет и другие инструменты. Кристофори создал около двадцати законченных моделей фортепиано прежде, чем возвратиться снова к созданию клавесина.

влияние ренессанса

Квадратное фортепиано

В 1725 году клавишных дел мастер немец Готтфрид Зильберман (1683-1753) прочитал статью об изобретении фортепиано Бартоломео Кристофори. Первоначально статья была напечатана на итальянском языке и опубликована в 1711 году. Заинтригованный новым клавишным инструментом Зильберман сделал такое же фортепиано, но добавил и свою идею – демпферную педаль.

В скором времени двое учеников Зильбермана Кристиан Эрнст Фридерици и Йоханнес Кристоф применили свои навыки создания клавикордов и спроектировали первую модель «квадратного фортепиано» в середине 1700-х годов.

Отсутствие большого интереса к фортепиано в самом начале объясняется тем, что инструмент был слишком большим, тяжелым и настолько дорогим, что только вполне состоятельные люди могли себе позволить его иметь.

Квадратное фортепиано

Квадратное фортепиано

В 1761 году Йоханнес Замп спроектировал квадратное фортепиано, которое было намного более компактным, доступным и достаточно легким. Новый дизайн Зампа квадратного фортепиано вызвал настоящий фурор в Англии и открыл период популярности этого инструмента.

Даже после ренессансного периода времени квадратное фортепиано продолжило производиться Дж. Чикерингом, А. Бэбкоком, Г.-Л. Петзольдом, Дж. Броудвудом и фирмой «Стейнвей и сыновья» (Steinway & Sons).

Производители фортепиано Роберт Наннс и Джон Кларк создали огромное квадратное фортепиано с семью октавами в Нью-Йорке в 1853 году. Его большой корпус из палисандра был искусно украшен элементами, вдохновленными эпохой возрождения.

Квадратное фортепиано Nunns & Clark

Квадратное фортепиано Nunns & Clark

Квадратное фортепиано производства Nunns & Clark было также великолепным произведением искусства. Однако к концу XIX века квадратное фортепиано стало устаревшим.

Вертикальное фортепиано

Когда-то спинет был предпочтительнее клавесина для домашнего использования в период ренессанса. Позже квадратное фортепиано пользовалось большим спросом для этих же целей, чем громоздкий и дорогой рояль. В период развития вертикальной модели фортепиано оно вытеснило квадратное, но осталось также более востребованным для среднего покупателя.

Вертикальные фортепиано начали появляться в середине XVIII века, но все же они никогда не были так сильно популярны как знаменитое квадратное фортепиано.

Время после эпохи ренессанса радикально подвергло инструмент интригующему ряду преобразований перед окончательным приведением его в современную форму на заре XIX века. Один редкий экземпляр вертикального пианино назывался «Жираф». Он был выполнен в итальянском стиле и имел высокий корпус в форме волны, вверху украшенный завитком. Этот уникальный инструмент имел семь отдельных педалей, при помощи которых можно было создать множество звуков и эффектов.

Фортепиано Giraffe

Фортепиано Giraffe

Другое исполнение дизайна инструмента полуэллиптической формы, названного «Demilune», то есть «полумесяц», было также оригинальным и, кроме того, позволяло использовать инструмент в качестве дополнительного стола, когда крышка была закрыта.

Фортепиано Demilune

Фортепиано Demilune

Вероятно, самым странным из всех экспериментов XVIII века в истории вертикальных фортепиано является совсем недолгое существование «фортепиано-арфы».

Harp Piano

Фортепиано-арфа

Рояль

Форма крыла в дизайне рояля является самой ранней формой фортепиано, созданного Бартоломео Кристофори в 1700 году. Появление такой формы можно объяснить формой предшествующей модели клавесина, которая была широко популярна во время эпохи ренессанса.

За последние 300 лет фортепиано Кристофори подверглось невероятному преобразованию в ответ на запросы старых владельцев фортепиано, которые хотели больше блеска, цвета и удобства игры.

С началом промышленной революции в середине 1800-х годов изготовители фортепиано смогли использовать в своих интересах самые последние на то время технические достижения, чтобы произвести и использовать более качественные материалы. Улучшенное производство стали позволило производителям фортепиано использовать иные технологии, чтобы добиться более богатого звучания. Большой вес и натяжение металлических струн повлекло утяжеленный чугунный каркас для инструмента.

Рояль Steinway, 1876 год, Калифорния.

Рояль Steinway, 1876 год, Калифорния.

В 1859 году компания Steinway, производящая фортепиано, изобрела новый метод натягивания струн, который позволяет звуку распространяться и вибрировать, производя более резонирующий звук. Клавиши фортепиано также обновили. Теперь пианист мог нажимать на них неоднократно, при этом клавиша могла подниматься не до конца. Сама клавиатура фортепиано расширилась от начального расположения с четырьмя октавами в эпоху возрождения к семи и 1/4 октавам, то есть к 88-ми клавишам. Новые чувствительные покрытия на молоточках производили более яркий звук при ударе по струнам. В 1874 компания Steinway усовершенствовала педаль, первоначально созданную Готтфридом Зильберманом веком ранее.

К 1900 году фортепиано наконец закончило свои невероятные изменения, начиная с эпохи раннего возрождения до момента получения своей современной формы. Хотя мастера продолжают изучать новые идеи в производстве фортепиано, инструмент в значительной степени сохранил свою форму с начала XX века.

Фортепиано в XX веке

Изобретение фонографа в 1877 году и радио в 1920-х годах снизили потребность в фортепиано, и продажи начали уменьшаться. Великая депрессия 1930-х годов нанесла следующий серьезный удар по популярности инструмента и привела к банкротству нескольких изготовителей.

Однако фортепианный стиль «буги-вуги» 1940-х годов на короткое время возвратил интерес и потребность в инструменте. Этот стиль привел к развитию рок-н-ролла. Но поскольку рок-музыка прогрессировала в середине 1950-х годов, фортепиано столкнулось с жесткой конкуренцией в виде электрогитары. Также распространение черно-белого телевидения не оказало положительного действия для распространения фортепиано.

Albert Ammons - король буги-вуги и блюзового джаза

Albert Ammons — король буги-вуги и блюзового джаза

Только в конце 1960-х годов одно революционное устройство позволило направить всеобщее внимание снова к клавиатуре классического фортепиано. Как ни странно, это движение произошло в мире популярной музыки…

Цифровой век фортепиано

Родившийся в Нью-Йорке доктор Роберт Артур Муг (1934 – 2005) был знаменитым аспирантом электротехники, пионером электронной музыки и изобретателем синтезатора.

Используя ультрасовременную технологию 1960-х годов, Боб Муг развил первую модульную электронную клавиатуру в лаборатории университета.

Cинтезатор Moog

Cинтезатор Moog

Также как когда-то изобретенная клавиатура в эпоху ренессанса была инновационным решением, так и теперь изобретение электронной клавиатуры перевернуло мир современной музыки. В 1968 году Венди Карлос стала первым музыкантом, кто стал использовать синтезатор марки «Moog» с электронной клавиатурой, чтобы записать первый альбом «Современный Бах», созданный с помощью электронной клавиатуры.

Эта запись завоевала премию Грэмми и вдохновила целое поколение музыкальных групп, таких как Monkees и Beatles начать использовать синтезатор «Moog» в своей музыке.

Боб Муг произвел и продал целую серию музыкальных синтезаторов, в частности модель Minimoog 1970 года, который был основным источником ностальгических звуков, которые использовались во все время возрастающей популярности дискотек.

Хотя синтезаторы Moog могли воспроизводить только по одной ноте за раз, они заложили основу для развития полифонических синтезаторов, таких как Fairlight CMI в 1978 году и отличающийся от них звучанием Yamaha DX7 1980-х.

Синтезатор Yamaha DX7

Синтезатор Yamaha DX7

С развитием цифровых возможностей на клавишных инструментах, таких как Fairlight CMI, музыканты смогли сделать и воспроизвести реалистически звучащие цифровые записи настоящих акустических инструментов, например, фортепиано, гитары или духовых инструментов.

Сегодня большинство электронных и цифровых фортепиано выдают звуки просто воспроизводя цифровую запись каждый раз, когда Вы нажимаете клавиши. В 1983 году было создано новое устройство для электронных средств связи под названием MIDI (Музыкальный Инструментальный Цифровой Интерфейс), чтобы позволить растущему числу электронных музыкальных устройств синхронизироваться и работать друг с другом в режиме реального времени.

MIDI – это устройство для соединения музыкальных инструментов с компьютерами, которое широко используется в сфере производства современной музыки.

MIDI-контроллер

MIDI-контроллер

Будущее фортепиано

Спустя сто лет после завершения эпохи возрождения вертикальное фортепиано еще часто можно было встретить в любом английском и американском доме среднего достатка.

Сегодня, когда жилье стало меньшего размера, а компьютерные технологии продолжают развиваться и превалируют в мире современной музыки, все меньше людей выбирают акустическую модель фортепиано.

влияние ренессанса

В XXI веке иметь настоящее акустическое фортепиано стало преимуществом для музыкальных школ, училищ, консерваторий, концертных залов, храмов, студий звукозаписи и отдельных ценителей акустической модели инструмента.

Однако даже в наш век цифровой танцевальной музыки и компьютеризированных систем MIDI музыканты, композиторы и преподаватели учат и требуют классического умения и практического знания нотной грамоты фортепиано.

С начала эпохи возрождения история последовательно показывала, что независимо от того, какова современная тенденция в музыке, фортепиано всегда удается найти место в сердцах истинных почитателей музыки.

влияние ренессанса

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.